Журнальный зал

Д26 Дежина И. ИЭПП, Агентство РГБ Работа посвящена анализу и систематизации основных инструментов и приоритетов бюджетного финансирования науки в России и сопоставлению их с международной практикой. Исследуются такие механизмы, как базовое бюджетное финансирование, финансирование в рамках федеральных целевых научно-технических программ, бюджетное финансирование через государственные научные фонды. В заключении работы приводится перечень рекомендаций по оптимизации системы бюджетного финансирования науки. . , . , , . :

Финансирование науки / Публикации в СМИ

Войти с помощью соц. В связи с этим профсоюз РАН обратился к академикам и членам-корреспондентам РАН с открытым письмом, призывая их поднять вопрос об увеличении финансирования фундаментальной науки до достойного уровня. Между тем, по расчетам профсоюза, нынешний уровень обеспечения науки не может серьезно улучшить ситуацию в исследовательской сфере.

Объемы государственного финансирования федеральных по расходам на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для Российской Федерации Департамента информационных технологий в сфере.

Утвердить прилагаемую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации. Правительству Российской Федерации: Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации при осуществлении своей деятельности в этой сфере, предусмотрев внесение необходимых изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В. Общие положения 1. Настоящей Стратегией определяются цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период.

Если оценивать ситуацию в выбранных для сравнения зарубежных странах, то наглядным является пример Китая, где рост числа патентных заявок на изобретения за период с по годы составил 7,5 раз, а за период с по годы — 2,1 раза. Рост патентных заявок на изобретения в Китае происходит на фоне роста бюджетного финансирования НИР. Хотя, как уже было отмечено ранее, в Китае, как и в развитых странах, большая доля финансирования НИР приходится на предпринимательский сектор.

Бюджетное финансирование грантов Президента Российской Федерации"Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и развития науки, технологий и техники Российской Федерации, также для.

Министр экономики Татарстана — об инвестициях в экономику будущего 21 января Владимир Путин проведет заседание Совета при президенте по науке и образованию, где, как ожидается, будут рассмотрены вопросы финансирования российской науки. В период кризиса финансирование этой сферы из бюджета, которое значительно сокращено уже сейчас, планируется урезать еще сильнее, несмотря на существующие указы и поручения президента России. Все хуже, и хуже, и хуже Известным фактом является недостаточный уровень финансирования исследований и разработок в России по сравнению не только с наиболее развитыми странами мира, но и с претендующими на лидирующие позиции развивающимися странами.

Формально руководство страны понимает неприемлемость такой ситуации: Расходы федерального бюджета были увеличены на млрд руб. И без того сильно отставая от США, Японии, ведущих стран Европы и даже Китая по доле расходов на исследования и разработки в ВВП, но опережая любую из этих стран по уровню военных расходов, Россия в этом году еще более усилит диспропорцию между расходами на науку и оборону.

Нефть и кризис В кризис сложно рассчитывать на резкий рост расходов, однако гражданская наука — по природе своей интернациональная сфера деятельности — проигрывает от падения курса рубля сильнее, чем многие другие сферы деятельности, в силу объективных причин. Ухудшается и без того не блестящая ситуация с подпиской на ведущие мировые научные журналы, без доступа к которым ученый отрезан от информации о современном состоянии научных исследований и поэтому оказывается в заведомо проигрышном положении по сравнению со своими коллегами за рубежом.

Даже наличие свежих поручений президента — таково поручение от 14 июля года, требующее зафиксировать долю расходов федерального бюджета на фундаментальную науку в ВВП на уровне года при формировании проекта бюджета на следующие годы, — не стало препятствием для сокращения расходов на фундаментальную науку. Хотя в проекте бюджета предполагалось выделить на эти цели около млрд руб.

Сравнение бюджетного финансирования научно-исследовательских работ в России и зарубежных странах

Почему государство платит за науку дважды, какое наследие Советского Союза в этом отношении нужно изживать и почему болезненный переход на новую систему финансирования науки в России все же необходим, читайте в материале . В конце ноября в Москве состоялось заседание Совета при Президенте РФ по науке и образованию, уже второе в году. В Кремле собралось руководство Российской академии наук, грантовых фондов, научных институтов, ректоры ведущих вузов и известные ученые.

Российской Федерации"Развитие науки и технологий" на - годы портале государственных программ Российской Федерации в . ния, прозрачного и конкурентного финансирования, интеграции науки.

Гранты, выделяются для финансирования расходов на проведение фундаментальных исследований и прикладных разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, также для материальной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и членов коллективов ведущих научных школ. Выделение Грантов осуществляется в установленном порядке на конкурсной основе.

Перечисление средств Гранта осуществляется на расчетный счет российской научной, образовательной организации или организации, осуществляющей выпуск научно-технической продукции далее - Организации имеющей трудовые отношения с молодым ученым или членами коллектива ведущей научной школы Российской Федерации далее - Грантополучатель , работа которых была представлена этой организацией на конкурс и стала победителем.

Гранты выделяются на 2-летний срок для проведения научных исследований молодыми учеными и ведущими научными школами Российской Федерации. Размер гранта определяется исходя из расходов на проведение научных исследований в соответствии со сметой расходов и на оплату труда молодого ученого, которая составляет 60 тыс. Научным руководителям молодых российских ученых - кандидатов наук, осуществивших под их руководством подготовку диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и получивших гранты, выделяются гранты единовременно в размере 24 тыс.

Материальная поддержка молодых ученых за счет гранта осуществляется сверх установленной молодому ученому или члену коллектива ведущей научной школы Российской Федерации заработной платы организацией, с которой он состоит в трудовых отношениях. Финансирование проведения научных исследований молодым ученым или ведущей научной школой Российской Федерации осуществляется в соответствии со сметой расходов на проведение научных исследований, составляемой для каждого этапа исследований.

Продолжение финансирования научных исследований на каждом последующем этапе осуществляется по результатам экспертизы научного и финансового отчетов молодого ученого или ведущей научной школы Российской Федерации за прошедший период. В случае выявления нецелевого использования средств выделенного гранта Федеральное агентство по науке и инновациям принимает решение о прекращении выделения гранта. Если молодому ученому или ведущей научной школе Российской Федерации требуется экспериментальная база или необходимо создать иные условия для проведения научных исследований, то по согласованию с Роснаукой к участию в выполнении работ могут быть привлечены сторонние организации, обеспечивающие создание этих условий.

Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности

Перспективы развития науки в России Российская наука и инновации В России уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Российская наука сохраняет свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отставание в реализации результатов, в уровнях технологического развития, в эффективности государственной научной и инновационной политики не только от развитых стран, но и от развивающихся увеличивается.

Главные проблемы государственной научной и инновационной политики РФ — непоследовательность, неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты. Снижение объемов государственного финансирования науки до уровня малых стран Западной Европы не привело к повышению эффективности государственных расходов, к прогрессивным сдвигам в структуре приоритетов.

Резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не использован. В результате многократное отставание от стран- лидеров в масштабах научных исследований и разработок по наиболее важным направлениям, в реальном обеспечении объявленных государственных приоритетов России за прошедшие лет углубилось и может сохраниться в перспективе.

Только 22% объема государственного финансирования было выделено на то от более продуктивных направлений финансирования науки и технологии. (Дэниел Малкин, “Наука и технология в России: тенденции и проблемы.

Теперь, имея перед глазами общие данные о расходах на науку из бюджетных и внебюджетных источников, мы можем перейти к более детальному анализу. Но прежде всего необходимо остановиться на основном инструменте планирования и анализа бюджетных расходов -- бюджетной классификации. Как считать? Функциональная бюджетная классификация расходов является группировкой расходов по целевому функциональному назначению. С ее помощью мы можем получить ответы, например, на такие вопросы: Классификация используется как при составлении бюджета, так и при контроле за его исполнением.

Высокие технологии и инновации

Екатеринбург , кандидат экономических наук Роль государства в финансовом обеспечении инновационной деятельности Статья посвящена проблемам современного финансового обеспечения инновационной деятельности со стороны государства. Предлагаются новые теоретические принципы для формирования федеральных целевых программ развития высокотехнологичного сектора экономики, инновационной инфраструктуры и финансовой поддержки научных организаций Ключевые слова: Это касается, в первую очередь, создания механизмов финансового обеспечения становления и развития национальной инновационной системы.

В этих условиях неизбежным представляется активизация роли государства в финансовом обеспечении инновационного развития. Это требует поиска путей такой активизации и, прежде всего, обоснования системного подхода к организации бюджетного финансирования национальной инновационной системы, в котором, как нам представляется, следует выделить два отдельных блока:

В Доктрине развития российской науки, одобренной Указом Президента от лидирующих на мировых рынках высоких технологий, доля расходов на.

Статья Финансирование научной и или научно-технической деятельности Статья Финансирование научной и или научно-технической деятельности Информация об изменениях: Федеральным законом от 29 декабря г. ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения Статья Финансирование научной и или научно-технической деятельности 1. Финансовое обеспечение научной и или научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ , иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 декабря г. ФЗ действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря г. ФЗ действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря г. ФЗ действие части второй пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона было приостановлено на год в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета.

Как может измениться система финансирования науки в России

Гранты ; Финансирование науки указаны шифры с пометками о местонахождении изданий Обновление: Алфимов М. Деятельность РФФИ. Российский фонд фундаментальных исследований и наука России: Страна науки РФФИ: Американский фонд гражданских исследований и развития .

Вместе с тем, финансирование прикладных исследований в рамках государственных программ № 14 «Развитие науки и технологий» на гг.

Научно-технологический уровень народного хозяйства обоснованно считался главным фактором становления прогрессивной структуры производств, обновления фондов, повышения производительности труда, экономического потенциала, мобилизации материальных и финансовых ресурсов для решения социальных проблем. К концу х гг. СССР располагал значительным научно-техническим потенциалом, многоотраслевой наукоемкой экономикой.

При осуществлении реформ страна лишилась ориентиров в макроэкономической политике расширенного воспроизводства, разрушительные процессы получили заданный характер. В результате углубился системный кризис, усилились хаотичность и стихийность развития, деформировалась структура производительных сил. Неадекватность институциональной системы социально-экономическим потребностям усугубила негативные процессы. Сегодня возрастающая роль науки и техники постоянно декларируется высшими органами законодательной и исполнительной власти.

Особенно это нашло отражение в Федеральном законе"О науке и государственной научно-технической политике", принятом 23 августа г. В Доктрине развития российской науки, одобренной Указом Президента от 13 июня г. Эти, безусловно, важные положения отражают реальную потребность изменения подходов к организации науки, приоритетам ее развития. Но, несмотря на это, роль науки недооценивается.

Ни один из названных приоритетов должным образом не обеспечивается, особенно распределением бюджетных средств. Показательна в этом отношении утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10 июля г. Имеется в виду констатация снижения за гг.

Наука и инновации

А главная проблема, как отмечают сами академики, включая президента РАН Александра Сергеева , — невостребованность результатов фундаментальных исследований российским бизнесом, реальным производством. Проблемы российской науки мы обсудили с Валерием Козловым — вице-президентом академии наук, членом президиума РАН и Совета по науке и образованию при президенте России. Выдающийся математик, Козлов награжден многочисленными премиями академии, Государственной премией РФ. Именно Валерий Васильевич исполнял обязанности президента академии наук в марте — сентябре года, между первыми, несостоявшимися, и вторыми, успешными выборами нового главы отечественного академического сообщества.

На днях в Екатеринбурге вместе с коллегами-академиками Владимиром Минкиным и Валерием Тишковым Валерий Козлов был удостоен еще одной престижной награды — Демидовской премии. А после прочитал лекцию лауреата студентам и преподавателям Уральского федерального университета, в стенах которого и состоялась наша беседа.

развития сферы науки и технологий в Российской Федерации. направлений и инструментов ее государственного регулирования; разработки Направления поддержки науки в России. 5 Бюджетное финансирование науки.

Общие положения 1. Настоящей Стратегией определяются цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период.

Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня г. Настоящая Стратегия направлена на научное и технологическое обеспечение реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне.

В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия: Для реализации настоящей Стратегии необходима консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-образовательного и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического развития России.

Научные и образовательные организации, промышленные предприятия, иные организации, непосредственно осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующие результаты такой деятельности, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и находящиеся в их распоряжении инструменты должны обеспечивать целостность и единство научно-технологического развития России. Настоящая Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технологического развития страны, государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире. Настоящая Стратегия принимается в условиях, когда первенство в исследованиях и разработках, высокий темп освоения новых знаний и создания инновационной продукции являются ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.

Россия исторически является одной из мировых научных держав: Во многом этому способствовала адекватная времени и структуре экономики система организации исследований и разработок.

Инструменты финансирования научно-исследовательских работ в вузах и научных организациях.